Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе icon

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе

Реклама:



Скачать 379.96 Kb.
НазваниеИспользование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе
страница1/2
Дата конвертации08.03.2013
Размер379.96 Kb.
ТипРеферат
источник
  1   2


Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга

в коррекционной школе


Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГС (к) ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

школы-интерната № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сердюк Ольга Леонидовна


Санкт-Петербург

2011


Содержание:


Введение………………………………………………………………………………………….3

Раздел 1.

1.1. Понятие «педагогическая технология……………………………………………….4

1.2. Степень изученности проблемы………………………………………………………5

1.3. Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»……6

1.4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»…………………………7

Раздел 2.

2.1. Особенности организации урока с применением технологии РКМ

в слабовидящих классах коррекционной школы…………………………………12

2.2. Методическая разработка урока……………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………………………..16

Приложение…………………………………………………………………………………….18

Список использованных источников…………………………………………………………22


Введение

Каждый педагог определяет для себя – чему он будет учить своих учеников. Можно учить конкретным знаниям, выдавая необходимую информацию, а можно пойти другим путём. Преподавание истории и общественных дисциплин в современной школе в классах с разными способностями, с разным уровнем подготовленности предполагает необходимость «достучаться» до каждого ребёнка. Для этого нужно использовать не традиционные приёмы, а новые технологии.

Несмотря на то, что проблеме «чему и как учить детей» уделяют центральное место в психолого-педагогической литературе и дискуссиях, мы довольно часто сталкиваемся с такой ситуацией: после обучения в школе выпускник не умеет самостоятельно мыслить, не видит не только оригинального, но и даже общего, как в типовых, так и неординарных ситуациях, объектах и явлениях. Наконец, он не может отстоять собственную точку зрения.

Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. И это понятно: нельзя же предугадать дальнейшие направления и достижения научно-технического прогресса, выбор профессионального жизненного пути ученика. Можно научить учащихся работать по определенным технологиям сегодня, а завтра они устаревают и на смену им придут новые. Можно заставить учащихся выучить все даты и понятия, но он никогда не поймёт взаимосвязи исторических процессов. Намного продуктивнее научить учащихся пользоваться самыми разнообразными источниками информации, сформировать у них способность анализировать и находить общий принцип каких-либо событий, их основную идею.

Не секрет, что конкретные знания часто не только остаются невостребованными, но к тому же еще и не развивают у ученика мыслительных способностей. Поэтому в своей педагогической деятельности необходимо сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция. Привлекательность данной технологии состоит в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, востребован поиск эффективных методов обучения для детей с ограниченными возможностями, их социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы.

В процессе обучения, можно выявить следующее:

- образовательный процесс необходимо ориентировать не только на формирование репродуктивных характеристик мышления, необходимо создавать на уроках проблемные ситуации, применять интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные);

- учебный материал, преподносимый как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, не приводит к пониманию учащимися трактовки исторических понятий,

- у школьников необходимо стимулировать мотивы и потребность овладения умениями критически мыслить;

 Этим обусловлена и цель работы – рассмотреть психолого–педагогические основы технологии «Развития критического мышления» и выявить методы и приёмы, которые наиболее целесообразно использовать в процессе изучения истории СПб в коррекционной школе в рамках рассматриваемой технологии.

Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:

- выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;

- обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания истории СПб в коррекционной школе.

Данная работа дает возможность рассмотреть понятие «педагогическая технология» и технологию развития критического мышления в целом, а также специфические особенности восприятия и особенности преподавания истории СПб в слабовидящих классах коррекционной школы. В заключении делаются выводы. Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные методические рекомендации и конспект урока с использованием технологии РКМ могут использоваться в процессе преподавания предмета в слабовидящих классах коррекционных школ


1.1. Понятие «педагогическая технология».

В данном разделе необходимо рассмотреть понятие педагогической технология и выявить особенности технологии «развития критического мышления»: ее цели, задачи, методы и приемы. Также принципы организации урока с применением технологии «развития критического мышления».Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще в применении к урочной деятельности. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения едагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Образовательная технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения. Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими.

Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности)

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, в котором прописывается, в частности, определенная последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противостоит экспромту. Важно отметить, что является только “началом технологии”, так как общепринято, что есть ряд признаков, которые выделяют предметно-ориентированную технологию:

- диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они владеют

-наличие определенной технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату

-наличие в основе каждой целостной технологии одной или нескольких педагогических теорий;

-возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных – научных основаниях, которые не зависят от личности педагога-наличие диагностических процедур, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов.


1.2. Степень изученности проблемы.

В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе. Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?», заполнение кластеров, таблиц). Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия.


1.3. Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в обучения. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей. Выделяют следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:

- Формирование такого стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений

-  Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

-   Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию

- понимать, как различные части информации связаны между собой

- выделять ошибки в рассуждениях;-

- избегать категоричности в утверждениях;-

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;-

- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

-   не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми

- умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию. Соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания, говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи.

Кроме того, учащиеся должны научиться, а педагоги должны помочь им в этом, подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по формам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.


1.4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Приведенные приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

1) Инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

·     V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

·     - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

·     + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

·     ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?













IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Этапы Инсерт соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.

2) Групповая дискуссия.

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

 Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

3) Чтение с остановками - условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

·          «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

·          память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

·          оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

·          синтез – логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;

·          анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;

·          применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне него.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

4) Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

5) Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

6) Эссе.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

9) Ключевые термины.

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

7) Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

2.1.Особенности организации урока с применением технологии РКМ в слабовидящих классах коррекционной школы.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество.

Проблема гармоничной реализации формирования личности ребенка, всегда была актуальна. Этот вопрос особенно остро стоит в процессе обучения, формирования мыслительной деятельности слабовидящих детей. Чтение и понимание прочитанного, грамотное и логичное построение мысли, формирование индивидуального мнения на основе изученных исторических фактов и исторических периодов развития нашего города – задачи, которые призван решить учитель истории для достижения наиглавнейшей цели – помочь сформировать посредствам предмета адекватное представление об окружающем мире и осознания своего места в реальной действительности. Работа по решению данных целей и задач должна вестись с учетом особенностей мыслительной деятельности детей с нарушением зрения. Очевидно, что дети с ослабленным зрением обладают более тонкой психикой, а так же может наблюдаться задержки психического и умственного развития, страдает центральная нервная система ребенка.

Учителю краеведения, работающему со слабовидящими детьми, необходимо представлять особенности методологии, выстроить определенную последовательность постановки и решения задач в процессе обучения для достижения цели социализации личности таких детей посредством изучения краеведения - истории и культуры Санкт-Петербурга. В настоящее время краеведение является одним из важнейших направлений в деятельности образовательных учреждений. Наряду с решением такой важнейшей задачи как воспитание патриотизма, «формирования нравственной оседлости населения», «чувства Родины», по образному выражению Д.С. Лихачева, курс краеведения призван способствовать культурному, эстетическому, нравственному  развитию учащихся и, что особенно важно для детей с сенсорными недостатками, готовить их к  адаптации в обществе.

Актуальность преподавания предмета в коррекционной школе для слабовидящих детей диктуется психологическими особенностями детей с нарушением зрения:

  • во-первых, повышенной чувствительностью ребенка к несправедливости, которая иногда перерастает в агрессивность по отношению к окружающим его людям и окружающему миру;

  • во-вторых, чувством социальной уязвимости и незащищенности;

  • в-третьих, чувством обреченности и неверия в собственные силы.

И поэтому в коррекционной школе для слабовидящих детей предмет краеведение помимо обучения общеобразовательным навыкам; читать, анализировать, думать, рассуждать, берет на себя и дополнительную функцию адаптации детей к современным условиям. В рамках коррекционной школы эта функция, наряду с общеобразовательными задачами предмета является не менее важной и значительной. История Санкт-Петербурга как дисциплина также содержит и воспитательные задачи: воспитание любви к родному городу, толерантности, преодоление конфронтационных установок в ученической среде. Но главное, предпринята попытка решить коррекционные задачи, т.е. профилактика вторичных отклонений, снятие состояния неуверенности, настороженности - "я не такой как все", агрессивности к окружающему миру и людям.

Главное, на фоне современной общей низкой культуры, повседневного небрежного отношения к понятиям нравственности культуры, чтобы у ребенка появилось чувство значимости, осознания себя для друзей, семьи, общества через реализацию своих собственных способностей, умений, знаний. Коррекционные задачи курса обусловлены спецификой познавательной деятельности учащихся в условиях зрительной депривации, которая приводит к ограничению возможностей познания слабовидящими детьми окружающего мира.

     Живя в большом городе, находясь рядом с его культурными и историческими памятниками, объектами архитектуры и искусства, наши дети, в силу зрительной ограниченности, не видят их. У нормально видящего человека представления об окружающем мире все время подкрепляются, всё «работает» на формирование полноценного зрительного образа. Побывав однажды в Эрмитаже,  зрячий человек узнает его в цветном и черно-белом, в контурном и силуэтном изображениях, на открытках и в видеоряде, на художественных полотнах и в чертежах, по фрагментам и по описанию. А слабовидящий ребенок зачастую не имеет четких зрительных образов даже тех объектов, мимо которых проходит каждый день по дороге в школу, т.к. не видит мелких, затрудняется в восприятии крупных и удаленных деталей.

     Трудности, испытываемые  слабовидящими при осуществлении процессов анализа и синтеза, препятствуют формированию у них краеведческих понятий. Так как,  например, при изучении архитектурных стилей, ансамблей, работе с картой и др. большое значение имеет не только детальная проработка, но и восприятие объекта в целом.       

Особенности преподавания по сравнению с общеобразовательной школой так же включают в себя: ограниченное количество учеников на уроке 8 -12 человек, сокращенная длительность урока – 40 минут и ограничение зрительной нагрузки, что обуславливает специфический выбор приемов работы на уроке. Можно выделить основной подхода к выбору приемов РКМ на уроках - это отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках истории и культуры СПб используются разные виды деятельности как:

- в 5 классе приемы таблица «ЗХУ» и синквейн по теме: «Сфинксы Петербурга»

- в 6 классе приемы кластер и синквейн по теме: «Античное наследие Петербурга

- в 7 классе приемы инсерт по теме: «Образование в екатерининском Петербурге» и прием «верите ли вы, что …? – на уроках-презентациях «Виртуальное путешествие по петровскому Петербургу и «Ассамблея в Меншиковском дворце»,

- в 8 классе прием кластер - по темам: «Дворцы барокко» и «Дворцы классицизма»

- в 9 классе примы сводная таблица по теме: «Развитие транспорта в Петербурге на рубеже 19-20 веков», групповая дискуссия или кластер по теме: «Проблемы современного Петербурга»

- прием творческая работы в стиле эссе по итогам учебных экскурсионных занятий в музеях нашего города.

Так же в качестве примера можно привести урок-дискуссию. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность ученика встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). Дискуссии классифицируются по формам проведения. Так выделяют: парная дискуссия; командная дискуссия; групповая дискуссия. Парная дискуссия направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными точками зрения, командная дискуссия построена на основе соперничающих команд, а групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и т. д.

В 7-9 классах, можно применять как элементы дискуссии, так и полностью провести урок по этой технологии. Дискуссия призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения учеников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и сформулировать свой взгляд на ту или иную проблему. На уроке в 9 классе по теме: «Проблемы современного Петербурга» была применена структурированная или регламентированная парная дискуссия, имеющая четкий план и регламент обсуждения, где «пары» изучали ряд проблем нашего города: экология, транспорт, сохранения памятников архитектуры, как часть общей, проблемы, сформулированной в виде вопроса - что мешает Петербургу стать по настоящему удобным для проживания городом, которую предстояло решить. В ходе урока все проблемные ситуации были разделены учениками на две категории: первая – это проблемы характерные для всех город-мегаполисов мира, и вторая - это проблемы характерные только для нашего города. Учащиеся при этом развивали устную монологическую речь, навыки доказательной полемики, а также умение самостоятельно работать над определенными темами, к которым они готовились заранее. В результате были сделаны выводы и прогноз развития нашего города.

2.2. Методическая разработка урока по теме: «Ломоносов в Петербурге»

Урок построен по трехфазной системе: вызов- осмысление – рефлексия.

Примечание. В классах для слабовидящих демонстрация презентации проводится при выключенном верхнем освещении.

Задачи:

Образовательная:

  • Сформировать у учащихся представления об энциклопедической деятельности М.В.Ломоносова

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию интереса к изучению предмета гуманитарного цикла

Воспитательные:

  • пробудить интерес к изучению истории Санкт-Петербурга с привлечением мультимедийных средств обучения;

  • способствовать развитию уважения к историческому прошлому страны

Коррекционная:

  • развитие навыков чтения и понимания прочитанного текста

Оборудование:

  1. Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.

  2. Презентация “Ломоносов в Петербурге ”.

  3. Карточки с текстом


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconИспользование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconИспользование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы. Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу,...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconМысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль?
...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconПрименение технологий «Методики критического мышления» на уроках русского языка. Как лучше организовать урок
В последние годы стала популярной методика критического мышления, включая три этапа или стадии. Это «Вызов Осмысление Рефлексия»

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconАдминистрация Пушкинского Района Санкт-Петербурга гоу цо пушкинского района Санкт-Петербурга Межшкольный Центр информационной культуры «Интеллект»
Школьные команды г. Пушкина, Санкт-Петербурга и других городов России, своевременно прошедшие регистрацию

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе icon3 – 10 ноября 2010 г., Газета «Санкт-Петербургский курьер», №43 (550) спбгусэ и депутаты обсудили перспективы правового развития Северо-Запада
«Государственно-правовая политика в Северо-Западном регионе». Организаторами конференции выступили Комитет по науке и высшей школе...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconИстория культуры санкт-петербурга цели и задачи изучения дисциплины
Основная цель дисциплины ознакомить студентов с историей культуры Санкт-Петербурга, повысить их профессиональный уровень как будущих...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconКонспект урока «Многообразие и значение бактерий» (6 класс)
Цель: формирование представления о царстве бактерий с помощью технологии развития критического мышления учащихся

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconИспользование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд выращивает...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе iconОтчет по теме самообразования
...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©revol.getdt.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы